Сказание о Дедушке Морозе

Немного истории:

КОГО  ЗАМЕНИЛ  ДЕД  МОРОЗ

Кого заменил ДЕД МОРОЗ по инициативе члена Президиума ЦИК СССР большевика Петра Постышева

Один из первых прославленных на Руси блаженных — Прокопий Устюжский. Он жил именно там, где сейчас находится резиденция российского Деда Мороза.

На родине сказочного Деда Мороза, в Великом Устюге, жил реальный предшественник знаменитого сказочного героя. Святой Прокопий Устюжский еще в 13-м веке жил в снегу, творил чудеса и радовал в Рождество малышей подарками.

Когда в 1998-м году был торжественно дан старт федеральному проекту «Родина Деда Мороза» и этим местом был назначен древний вологодский город Великий Устюг, никто не предполагал, что это окажется снайперским попаданием, прямо в десятку.

Церковные иерархи тогда приняли официальное вознесение Деда Мороза на государственный уровень в штыки. Мол, в христианских странах Санта-Клаус, святой Николай рождественскими елками и подарками заведует, а у нас на эту важную должность возвели языческого персонажа.

Ведь в сказках и фильмах русский дедушка Мороз – маг и волшебник, в котором нет ни капли святого. Архиепископ Вологодский и

Великоустюжский Максимилиан тогда публично заявил, то церковь поддержит проект если в «официальной биографии» Деда Мороза будет упомянуто, что он принял крещение. И в пылу споров тогда никому не пришло в голову, что именно в Великом Устюге семь веков назад жил праведник, которого вполне можно считать прототипом полюбившегося российским детям сказочного героя.

 

Сходство Прокопия Устюжского с повелителем метелей и вьюг просто потрясающее, а биография куда поинтереснее любой сказки. В старинных хрониках написано, что Прокопий родом из немецкого города Любека, что он был варягом из знатной семьи. Приплыв в Новгород на корабле с товарами, чужестранец поразился красотой храмов, колокольным звоном и благолепием православного богослужения. Прокопий принял православие и решил стать монахом. А для начала он подарил нуждающимся людям все свои товары.

Можно представить, какая очередь и давка была при этой раздаче импорта в канун праздника!

Новгородцы, которым не досталось подарков, повалили в Хутынский монастырь, что рядом с Новгородом. Наверное, желали глянуть на чудака, который, словно Святитель Николай, пожертововал все свое богатство бедным. Но такая популярность не радовала Прокопия.

«Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем, — написано в житие Святого Прокопия Устюжского. — Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он стал проситься удалиться из монастыря куда-либо, где бы его никто не знал».

В дорогу Прокопий не взял ничего, кроме благословения. В ветхом рубище, босой, с деревянной клюкой, он дошел до Устюга. А там не нашлось нищему пристанища: странника, плохо говорящего по-русски, гнали отовсюду, считая безумцем. Днем он молился в церкви, а ночью спал под открытым небом, на паперти храма Успения Божией Матери. Даже зимой, в лютую стужу – до глубокой старости! Милостыню люди Прокопию подавали поначалу неохотно, считая грязным юродивым, но Бог в награду за смирение дал великий дар предвидения и пророчества.

Когда Прокопия желали отблагодарить, он передаривал полученное детям, которые постоянно окружали его. Живущего под открытым небом нищего старика прозвали «ДЕДОМ  С  МОРОЗА».

Силу его молитвы и предвидения город узнал в 1290-м году, когда святой предсказал, что на город движется каменная туча и своими молитвами 25 июля отвел беду: булыжники с неба упали в стороне.

«И долго был виден ломаный опаленный лес, над которым разразился гнев Божий, пощадивший город, в страх и свидетельство будущим родам.»

 – значится в древней летописи.

Лишь немногие в Великом Устюге знали о купеческом прошлом Прокопия. Среди них священник Симеон, отец будущего Святителя Стефана Пермского. Он первым оставил письменные свидетельства о Прокопии.

В последний год жизни Прокопия зима настала столь жестока, что птицы падали мертвые и много погибло скота. Множество народа померзло в городе и окрестностях. Можно представить себе, каково было в этот мороз нагому Прокопию на соборной паперти, он не имел ни постели, ни теплой одежды. Когда вьюга унялась, юродивый пришел в дом к клирику Симеону и рассказал, что случилось с ним ночью: – « Я молился о спасении души, каждый вздох казался последним, тело оцепенело и посинело. Вдруг я почувствовал тепло и увидел пред собой прекрасного юношу, лицо которого было так светло, что невозможно было смотреть на него, как будто горел на нем луч солнца. В руке у него была ветвь, расцветшая цветами, испускавшими из себя чудные райские ароматы. Он назвал меня по имени, ударил меня по лицу этой веткой, и мне стало тепло, словно летом.»

В тот же год, среди лета, 8 июля 1303 года произошло еще одно чудо. Пошел снег, завьюжила метель, а когда она кончилась, на паперти не увидели Прокопия. Лишь к вечеру его тело нашли возле ворот ближайшего Михайло-Архангельского монастыря (этой обители в нынешнем ноябре исполнилось 800 лет) под сугробом, который не таял. Снег укутал почившего «ДЕДОМ  С  МОРОЗА», словно саван. Чудеса и исцеления продолжались и на его могиле, поэтому Московский Собор в 1547 году причислил праведного Прокопия к лику святых.

 

Ну а сказочный Дед Мороз, оказывается, наш современник: впервые он появился на детском празднике в январе 1937 года, в столичном Доме Союзов. И родился по инициативе члена Президиума ЦИК СССР старого большевика Петра Постышева. Он еще в 1935-м опубликовал в газете «Правда» статью, в которой предложил организовать для детей празднование Нового года, по-партийному переосмыслив рождественские традиции.

18 ноября в Великом Устюге проходит праздник в честь рождения Российского Деда Мороза, который даёт старт новогодним торжествам в России.

— Это добрый сказочный герой, но принимая его в своем доме, пусть каждый знает, что на Руси есть другой «ДЕДОМ  С  МОРОЗА», настоящий и куда более древний, — говорит мне настоятель собора праведного Прокопия в Великом Устюге протоиерей Дмитрий Фомин. — И помянет добрым словом святого, который щедро помогал молящим о помощи людям. Многие гости, приехавшие в Устюг со всей страны и из-за рубежа на праздник Деда Мороза, приходят и к нам в храм, чтобы поклонится святому Прокопию. И он помогает во всех делах, посылая с небес дары по нашей вере.»

РУССКИЙ  ДЕД  МОРОЗ

История с родиной Деда Мороза — просто песня. Первым ПМЖ Деда Мороза считался Архангельск. Дедушка обосновался там по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. Проживал Дед Мороз и в Лапландии, а с 1998 года, по инициативе Юрия Михайловича Лужкова, Дед Мороз получил резиденцию в Великом Устюге. Понятно, что борьба за то, чтобы называться родиной Деда Мороза выходит за рамки сказочного контекста, тут и производство, и атрибутика, и туризм. Деньги немалые. О чём по-настоящему стоит задуматься, так это о том, что Устюг — родина первого юродивого Христа ради, Прокопия Устюжского, а значит земля намоленная, с глубокой православной традицией. 

Дом Деда Мороза

в Великом  Устюге.

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

Ситуацию с двумя общероссийскими Дедами Морозами — Лапландским и Великоустюгским — разрешили так: Поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландcкий заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.
25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.
В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска».
Помимо «главных» Дедов Морозов с резиденциями в Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, саамский Мунь Каллса . В Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.

БЕЛОРУССКИЙ  ДЕД  МОРОЗ

 Белоруссии  Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) также теперь имеет свою официальную резиденцию.

25декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща» приветствовал в своей усадьбе  первых гостей белорусский Дед  Мороз со Снегурочкой.

С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, сердечно встречает гостей в своих владениях. За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира.

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой. Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был Вячеслав Семаков, заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой).

Общая площадь сказочного поместья составляет 15 гектаров!!!  Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки, Сокровищница (белор. Скарбніца), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как заявляют в национальном парке, самая высокая в Европе сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет.

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке им. Горького.
Белорусский Дед Мороз имеет свой собственный сайт[32], на котором в том числе можно увидеть некоторые детские рисунки, присланные в подарок Деду Морозу. Белорусский Дед Мороз получает 1,5 тысячи писем ежедневно и почти на все послания с обратным адресом отправляется ответ.
С 2011 года Белорусская железная дорога организовала праздничный вагон в поместье Деда Мороза в Беловежскую пущу, который курсирует с 23 декабря.

ДЕД МОРОЗ ТАВРИДЫ И ВСЕЯ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (КРЫМСКИЙ)

Дед Мороз Тавриды и всея Причерноморья со Снегурочками прошлых зим.

Ежегодно 20 марта(19 — 21) в день Весеннего равноденствия собирается БОЛЬШОЙ СОВЕТ МОРОЗОВ ТАВРИДЫ, на котором определяются основные новогодние задачи. День весеннего солнцестояния является стартом новогодних праздников. ВЕСЕННИХ, ОСЕННИХ и ЗИМНИХ. Что определено решением БОЛЬШОГО СОВЕТА ВСЕХ МОРОЗОВ ТАВРИДЫ И ВСЕЯ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, соблюдая исторические и духовные аспекты празднования Нового года и принятого решение о тройственности Деда Мороза:
Дед Мороз весны, т.е. весеннего нового года. Который отмечался нашими предками до XV века (возможно, также и до принятия христианства) когда на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю или в день весеннего равноденствия.
Деда Мороза осени, т.е. осеннего нового года. Который был введен на Руси в XIV веке, когда московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. Решение которого великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил своим решением считать за начало как церковного, так и гражданского года — 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Первообразом этой церемонии, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.
Деда Мороза зимы, т.е. зимнего нового года, установленного Петром I с 1700 года, когда по его указу Новый год в России стали праздновать, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю).
Что и определяет, согласно решению Совета, включение в праздничный годовой цикл всех трех дат.

РЕШЕНИЕМ  СОВЕТА  МОРОЗОВ  В ТАВРИДЕ(КРЫМУ) 

ДНЕМ РОЖДЕНИЯ  ДЕДА  МОРОЗА  ВЫБРАН  ДЕНЬ

– 15 ДЕКАБРЯ ПРАВОСЛАВНОГО  КАЛЕНДАРЯ, А ПО «НОВОМУ СТИЛЮ» 28  ДЕКАБРЯ

(СВ. СТЕФАНА ИСПОВЕДНИКА, АРХИЕПИСКОПА СУРОЖСКОГО)

ДНЕМ РОЖДЕНИЯ СНЕГУРОЧКИ – 15 ФЕВРАЛЯ (СРЕТЕНИЕ – ВСТРЕЧА ЗИМЫ И ЛЕТА).

В рамках проведения празднования НОВОГО ГОДА, Большой Совет Морозов Юга постановил: — Отмечать Рождение года на седьмой день по Светлой ПАСХЕ. С соответствующими новогодними гуляниями с Дедами Морозами и их помощниками, членами Гильдии хорошего настроения.
Вторым этапом Новогодних праздников является, празднование Осеннего нового года (индикт). С соответствующими мероприятиями.
Учитывая существующие мировые традиции празднования ЗИМНЕГО Нового года, мы проводим традиционное зажжение Елки Рождества 19 декабря. Хозяевами праздника (три Деда Мороза — Весны, Осени, Зимы и их Снегурочек) приезжающими в новогодних аэросанях и зажигающих Елку. С вечерним заседанием Совета Всех Морозов Юга.
Дед Мороз торжественно въезжает в столицу автономии и благословляет зажжение главной елки страны. Проезд всегда торжественен с музыкальным сопровождением и поздравлением. Вечером обязательное торжество по случаю начала зимних веселий.
Обязательно проводятся благотворительные акции. Посещение детских домов, специализированных(для больных детей) детских садиков, детских больниц.
Но венцом новогодних праздников остается РОЖДЕСТВО и НОВЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ГОД!
Помня, что именно «Вифлеемская звезда», указавшая путь волхвам к месту рождения Иисуса Христа, должна быть вверху праздничной ели. Именно, на Рождество нужно дарить подарки. Не забывая об истинном значении Рождества и подменяя его Новым(календарным) Годом, не забывая о своей религии и истории.

ПРОЕКТЫ  ДОМА  КРЫМСКОГО  ДЕДА МОРОЗА.

Деды Морозы и Снегурочки в других областях России и их усадьбы.